Аркадий Старков провел Второй Всероссийский Фестиваль тромбоновой музыки "Скобелевские вечера 2014"
Автор: Аркадий Старков (Arkady Starkov)В Москве состоялся II Всероссийский фестиваль тромбоновой музыки имени Анатолия Тихоновича Скобелева.
В конце апреля в Москве прошёл Второй Всероссийский фестиваль тромбоновой музыки, посвящённый памяти народного артиста России, профессора Анатолия Тихоновича Скобелева. Художественным руководителем и вдохновителем фестиваля вновь стал преподаватель МГК имени П.И.Чайковского, концертмейстер группы тромбонов ГАСО России имени Е.Ф.Светланова, преподаватель ГУДИ Аркадий Владимирович Старков.
В этом году фестиваль прошёл в стенах Государственного училища (колледжа) духового искусства (ГУДИ). Четыре дня в концертном зале ГУДИ звучала тромбоновая музыка в исполнении одних из лучших представителей отечественной тромбоновой школы. В числе участников фестиваля были такие музыканты как Вячеслав Пачкаев, Валерий Голиков, Александр Морозов, Андрей Салтанов, Владимир Школьник, Сергей Клименко, Олег Макаришин, Александр Иванец, Александр Жиганков, Владимир Кищенко, Олег Абрамов, Александр Горбунов, Аркадий Старков, Сергей Корявичев и многие другие.
Среди гостей фестиваля были люди, знавшие Анатолия Тихоновича лично с самого начала его карьеры: «Мы были вместе со студенческой скамьи – вместе учились в консерватории в Ленинграде. В 1973 году Толя получил первую премию на конкурсе в Женеве – событие беспрецедентное, потому что тогда советские музыканты ничего там не получали, – и на обратном пути он прошёл конкурс в Большой театр. Мы приехали чуть позже – нас было четверо, четыре тромбониста: Слава Пачкаев, я, Саша Морозов, Толя Скобелев», – рассказывает Валерий Витальевич Голиков. «Мне тяжело играть на фестивале его памяти… Он был фантастическим тромбонистом. Так что на сцену я сегодня выйду с тяжёлой душой», – добавляет он.
Организатор фестиваля имени Скобелева, его ученик Аркадий Старков, вначале планировал провести серию концертов, посвящённых профессору. Но оказалось, что собрать всех желающих в один вечер очень сложно: кто- то хотел поиграть сольно, кто-то в ансамблях, и это не только москвичи, но и люди из других городов. «Не хотелось превращать концерт в нечто безразмерное – на три-четыре часа. Это плохо и для слушателя, и для исполнителя, и в конечном итоге все забывают, зачем они вообще здесь собрались. Так что фестиваль стал идеальным форматом для встреч», – рассказывает Аркадий.
В день торжественного открытия фестиваля на сцене выступали исключительно ученики Анатолия Тихоновича Скобелева, продолжатели его традиции игры на тромбоне.
Второй день фестиваля был посвящён мастер-классам. На сцене концертного зала ГУДИ выступили артист Национального филармонического оркестра России под управлением В.Спивакова, лауреат международного конкурса им. Н.А.Римского-Корсакова – Сергей Клименко и артист заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д.Шостаковича, лауреат международного конкурса «Пражская весна» – Дмитрий Андреев. Мастер-классы проходили в формате творческой встречи, в течение которой участники и гости мероприятия могли поделиться опытом и послушать своих коллег. «Главная цель фестиваля – общение», – считает участник фестиваля из Перми Андрей Салтанов. «Для нас это отличная возможность послушать тромбонистов из Москвы и Питера. Каждый представляет, что он может, и мы учимся друг у друга. Пока это достаточно узкий фестиваль, для профессиональной публики. Нам очень понравилось, как зал воспринимает всё, что происходит на сцене», – сказал он.
Под ансамблевые концерты организаторы отвели третий день фестиваля. На нём выступили артисты оркестра Государственного академического Большого театра России, Государственной академической симфонической капеллы России п/у В.Полянского, Национального филармонического оркестра России п/у В.Спивакова, Российского национального оркестра п/у М.Плетнёва, Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» п/у Ю. Башмета, Московского государственного академического симфонического оркестра п/у П.Когана, а также квартеты тромбонов МГК им. П.И.Чайковского, оркестра Пермского академического театра оперы и балета им. П.И.Чайковского и квартет тромбонов под руководством солиста Московской филармонии Д.Булкина.
Как выяснилось, ансамблевый день оказался увлекательным не только для слушателей, но и для самих участников. «Сегодня мы играем в концерте камерной музыки – это всегда очень полезно для нас, потому что такая практика помогает лучше играть в составе оркестра. И это отличная возможность показать московской публике то, что мы делаем», – говорит Жерар Костес Ферре (Испания), который приехал на фестиваль в составе пермского ансамбля. Он и его коллеги в этом году впервые участвуют в фестивале тромбоновой музыки. «Анатолий Тихонович – великий человек, воспитавший множество отличных музыкантов, талантливейший тромбонист. Мы были на его мастер-классах в Перми, и многое почерпнули тогда, за что бесконечно благодарны до сих пор», – делится своими воспоминаниями Владимир Кищенко. Его коллега Андрей Салтанов добавляет: «Анатолий Тихонович – звезда в музыкальном мире, а у нас их не так и много. Поэтому это большая честь для нас – участвовать в фестивале, названным его именем. Это практически бенефис, хотя и посмертный. Его имя значит так много для профессионального сообщества, что на него приезжают со всех уголков России. Причём люди с таким уровнем, что приятно слушать», – говорит он.
В этом году значимой частью фестиваля стала именно площадка – Государственное училище (колледж) духового искусства. II Всероссийский фестиваль тромбоновой музыки им. А. Т. Скобелева должен стать отличной мотивацией для юных исполнителей, считают его участники. «Когда я был моложе и жил в Испании, и у меня появлялась возможность услышать профессиональных исполнителей на тромбоне, я всегда пользовался ею. Когда ты ребёнок и увлечен тромбоном, и у тебя появляется возможность услышать столько тромбонистов из различных стран и городов, играющих в совершенно разных стилях и разный репертуар, это – самая лучшая мотивация, какую только можно получить. Притом услышать «живьём», а не просто на записи. Конечно, в интернете сегодня можно послушать всё. Но это совершенно другое дело, когда ты слышишь это со сцены», – рассказал Жерар Костес Ферре. При этом его коллеги отметили, что и студентов в зале в этот день было немало – те, кто пришли, действительно интересуются тромбоном и своей будущей профессией.
Такие фестивали нужны: в этом мнении сходятся и участники, и его гости. «Это очень важно – помнить человека. Анатолий Тихонович очень многое сделал для нашей музыки. А самим участникам фестиваль даёт возможность двигаться вперёд, играть больше хорошей музыки», – говорит Валерий Голиков. «Мы надеемся, что в будущем фестиваль будет развиваться и привлекать не только артистов и студентов, но и более широкую публику», – предположил Владимир Кищенко.
Создание крепкого профессионального сообщества – одна из главных задач, над которой работал Анатолий Тихонович в последние годы своей жизни. Работа над Всероссийской ассоциацией тромбонистов стала делом, которое он начал и не успел завершить. На тот момент созданное им сообщество успело провести только один симпозиум, посвящённый началу работы ассоциации. После этого больших концертов не проводилось. Аркадий Старков: «Профессор всегда был за то, чтобы наше дело развивалось. И поскольку он был единственным человеком в Москве, который всё это делал, когда его не стало, я подумал, что если сразу не начать делать фестиваль, то будет какая-то остановка. А хотелось движения».
По словам Валерия Голикова, в 70-е годы, когда они с Анатолием Скобелевым только начинали свою деятельность в Москве, здесь вообще не было никаких тромбоновых ансамблей. Разрозненность среди музыкантов, когда Санкт-Петербургская и Московская консерватории вели негласное соревнование, имеет почти вековые традиции. Благодаря работе Скобелева, ситуация изменилась и сегодня такой глобальной разрозненности уже нет. Продолжая работу своего учителя, Аркадий Старков приглашает выступить с мастер-классами музыкантов, которых обычно практически невозможно застать в Москве. «Раньше вообще представить, что кто-то из Петербурга проводит мастер-класс в Москве было несбыточной мечтой», – рассказывает Аркадий Старков. В прошлом году на фестивале с огромным успехом провёл мастер-класс солист оркестра Мариинского театра Игорь Яковлев. Для многих это стало настоящим событием, а главное, знаком к объединению: в этом году на фестиваль приехали участники из Санкт-Петербурга, Перми, Саратова.
«Мне надоело то, что наш тромбоновый мир очень разрозненный. Поэтому захотелось создать что-то вроде бренда, который будет объединять российских тромбонистов – и без разницы, кто из какого города. Пока есть такая разрозненность, как у нас, не может быть силы», – считает Аркадий. – «И поскольку последним делом жизни Скобелева была именно Ассоциация, я решил, что для начала неплохо было бы объединить всех под именем Анатолия Тихоновича хотя бы в рамках фестиваля».
В следующем году Анатолию Скобелеву исполнилось бы 70 лет. Поэтому торжественная часть фестиваля, скорее всего, пройдёт частично в ГУДИ, и частично в зале московской консерватории. Валерий Голиков: «У нас такого мощного движения пока нет, но такие фестивали дают колоссальный толчок развитию «тромбонизма» в России. Раньше всем этим занимался Тимофей Докшицер – у него всё в руках горело! Затем его дело продолжил Толя Скобелев. Сейчас я даже не знаю, кто способен на это из молодёжи – может быть, Аркадий Старков, раз уж он начал?»